Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2023; 25(4):372-378
Определить in vitro активность перорального цефалоспорина III поколения цефподоксима в отношении клинических изолятов Haemophilus influenzae, Streptococcus pneumoniae и Streptococcus pyogenes, выделенных от пациентов с инфекциями дыхательных путей в различных регионах России.
В исследование включены изоляты бактериальных возбудителей внебольничных инфекций дыхательных путей, выделенные у амбулаторных и госпитализированных пациентов в различных регионах России. Всего в исследование включено 558 изолятов, в том числе 184 – H. influenzae, 186 – S. pneumoniae и 188 – S. pyogenes. Видовая идентификация проводилась с использованием метода MALDI-TOF масс-спектрометрии (Bruker Daltonics, Германия), для S. pneumoniae идентификация также проводилась с учетом морфологии колоний на кровяном агаре, наличия α-гемолиза, отрицательной каталазной реакции, чувствительности к оптохину и положительных результатов латекс-агглютинации с использованием набора DrySpot (OXOID, Великобритания). Определение чувствительности включенных в исследование изолятов к цефподоксиму и препаратам сравнения проводили референтным методом микроразведений в бульоне; интерпретация результатов определения чувствительности проводилась в соответствии с рекомендациями EUCAST, v.13.0. Анализ и визуализация данных производились с помощью онлайн-платформы AMRcloud.
Несмотря на в целом низкую частоту антибиотикорезистентности протестированных изолятов H. influenzae, цефподоксим, к которому были чувствительны все протестированные изоляты, превосходил по in vitro активности все другие пероральные антибиотики: аминопенициллины (Р – 8,7%), амоксициллин/клавуланат (Р – 1,1%), ко-тримоксазол (Р – 31,5%), левофлоксацин (Р – 3,8%), моксифлоксацин (Р – 3,8%), тетрациклин (Р – 11%), цефиксим (Р – 2,2%), цефтибутен (Р – 3,3%). Среди исследованных изолятов S. pneumoniae 81,7% были чувствительны к цефподоксиму. Все изоляты, устойчивые к пенициллину, амоксициллину и цефтриаксону, были также устойчивы и к цефподоксиму, при этом in vitro активность цефподоксима была сравнима с таковой амоксициллина и цефтриаксона. По активности в отношении S. pneumoniae цефподоксим уступал левофлоксацину (Р – 0%), моксифлоксацину (Р – 0%), линезолиду (Р – 0%), ванкомицину (Р – 0%), эртапенему (Р – 8,6%), цефтаролину (Р – 2,3%), хлорамфениколу (Р – 3,2%). Но все эти препараты либо недоступны в пероральной форме, либо имеют менее благоприятный профиль безопасности в сравнении с цефподоксимом. При сравнении с другими пероральными цефалоспоринами III поколения цефиксимом и цефтибутеном in vitro активность цефподоксима в отношении S. pneumoniae была значительно выше исходя из значений МПК50/90 (цефиксим – 0,125⁄8 мг/л, цефтибутен – 2/≥ 128 мг/л, цефподоксим – 0,06/4 мг/л) и диапазона значений МПК (цефиксим – 0,06/≥ 128 мг/л, цефтибутен – 0,06/≥ 128 мг/л, цефподоксим – 0,03/32 мг/л). Среди исследованных изолятов S. pyogenes не было выявлено штаммов, устойчивых к β-лактамным антибиотикам. При этом, исходя из значений МПК50/90 и диапазона значений МПК, in vitro активность цефподоксима была выше таковой цефтибутена и сопоставима с активностью цефиксима.
Согласно результатам проведенного исследования in vitro активности в отношении H. influenzae, S. pneumoniae и S. pyogenes, а также ввиду фармакокинетического профиля, высокой безопасности и комплаентности, цефподоксим может рассматриваться в качестве одного из вариантов стартовой пероральной терапии внебольничных бактериальных инфекций верхних и нижних дыхательных путей.