Фармакоэпидемиология язвенной болезни в Смоленске: 15 лет спустя

Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2019; 21(2):84-90

Тип
Оригинальная статья

Цель.

Изучить практику ведения пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки в амбулаторно-поликлинических условиях по данным амбулаторных карт и оценить методы диагностики H. pylori и динамику назначений в сравнении с 2004–2005 гг.

Материалы и методы.

Было проанализировано 100 амбулаторных карт пациентов старше 18 лет, обратившихся в поликлинику по поводу эпизода язвенной болезни желудка и/или двенадцатиперстной кишки с 2015 по 2018 г. Полученные результаты сравнивались с данными ретроспективного фармакоэпидемиологического исследования «Ulcer», проведенного в 2004–2005 гг. в г. Смоленске.

Результаты.

Первичная диагностика H. pylori у пациентов с язвенной болезнью за последние 15 лет стала проводиться несколько чаще (18% в 2015–2018 гг.; 4,5% в 2004–2005 гг.). Адекватная антигеликобактерная терапия была назначена 31% пациентов, в то время как в 2004–2005 гг. – 11% больных (p < 0,01). Случаев назначений препаратов с недоказанной клинической эффективностью, таких как витамины, алоэ, картофельный сок, метилурацил, рибоксин и др., выявлено не было; в 2004–2005 гг. данные препараты применялись у 56,5% пациентов. Доля назначений ингибиторов протонной помпы увеличилась с 49,2% до 91%, препаратов висмута – с 7% до 26%. Существенно снизилась частота использования антацидов – с 60% до 10%. Доля назначений кларитромицина выросла с 7,7% до 44%. Число назначений метронидазола сократилось с 40,6% до 15%. За последние 15 лет контроль эффективности эрадикации H. pylori стал осуществляться чаще (11% в 2015– 2018 гг.; 1% в 2004–2005 гг.).

Выводы.

Наблюдается улучшение качества оказания медицинской помощи пациентам с язвенной болезнью в амбулаторно-поликлинических условиях. Тем не менее отмечается частое несоблюдение существующих стандартов диагностики H. pylori и терапии язвенной болезни, что требует проведения дополнительных организационных и образовательных мероприятий.

Просмотров
0 Аннотация
0 PDF
0 BibTeX
Поделились
0
0
0
0
0
0