Мукормикоз у онкогематологических пациентов детского возраста: результаты одноцентрового исследования | КМАХ

Мукормикоз у онкогематологических пациентов детского возраста: результаты одноцентрового исследования

Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2019; 21(1):39-45

Тип
Журнальная статья

Цель.

Определить частоту мукормикоза у детей с онкогематологическими заболеваниями и основные факторы риска развития мукормикоза, эффективность его диагностики и терапии в условиях крупного высокотехнологичного центра.

Материалы и методы.

В одноцентровое ретроспективное исследование было включено 16 пациентов (9 мальчиков, 7 девочек) с мукормикозом, диагностированным в период с 2012 по 2018 г. У всех пациентов был установлен диагноз острый лейкоз (ОЛ). У 15 детей мукормикоз развился на различных этапах после проведения химиотерапии (ХТ) или трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК), у 1 пациента —– до начала ХТ. Диагноз мукормикоза устанавливался на основании клинических, микробиологических или гистологических методов: у 15 пациентов при жизни, у 1 — посмертно. Медиана возраста детей на момент развития мукормикоза составила 7,7 лет.

Результаты.

Средняя частота развития мукормикоза у пациентов с ОЛ составила 1,15%, при этом в 2018 г. отмечалось достоверное увеличение частоты до 4% (p=0,039) у всех пациентов и до 9,75% (р=0,004) у пациентов с острыми миелолейкозами (ОМЛ). Основными факторами риска развития мукормикоза явились длительная (медиана — 30 дней) нейтропения <0,5×109/л и лимфопения <0,2×109/л после проведения ХТ и ТГСК. Медиана времени от начала проведения ХТ/ТГСК до диагностики мукормикоза составила 29 дней (от 13 до 398 дней). У 6 пациентов мукормикоз развился на фоне приема вориконазола. В 87,5% случаев (n = 14) диагноз мукормикоза устанавливался на основании микроскопического исследования гистологических препаратов. Частота микробиологической идентификации составила 50%. Наиболее часто идентифицировали Lichtheimia (Absidia) corymbifera (n=5). У 7 (43%) пациентов диагностирован лёгочный, у 6 (36%) — риноорбитальный и у 3 (21%) — гастроинтестинальный мукормикоз. Для целенаправленной терапии 15 пациентов получали амфотерицин В (липидный комплекс/липосомальный), 14 (93%) из которых — в комбинации с позаконазолом и/или эхинокандинами с последующей монотерапией позаконазолом после стабилизации состояния и разрешения нейтропении. Хирургическое вмешательство было проведено у 12 (75%) пациентов, и летальность в данной группе составила 33% против 100% в группе без оперативного лечения (р=0,039). Общая выживаемость больных с мукормикозом составила 41%±15%, 6-недельная — 69%±12%.

Выводы.

Несмотря на то, что мукормикоз относится к редким инвазивным микозам, частота его выявления в крупном центре детской гематологии/онкологии оказалась неожиданно высокой. Учитывая, что мукормикоз у иммунокомпрометированных пациентов не является абсолютно редким осложнением, требуется тщательная оценка факторов риска и проведение адекватной противогрибковой профилактики. Для раннего выявления мукормикоза необходим постоянный диагностический мониторинг, включая своевременное проведение инвазивных процедур. Однако в ряде случаев, несмотря на проводимые диагностические и профилактические мероприятия, предотвратить его развитие невозможно.

Просмотров
0 Аннотация
0 PDF
0 Цитирования
Поделились